Что такое подарок

Что такое «подарок»? Они это знали точно!

Как ни странно, наиболее целостную систему представлений о подарках и дарении можно обнаружить не в работах социологов, культурологов, психологов, посвященных современному обществу, а в материалах этнографических исследований архаических обществ Полинезии, Скандинавии, Северо-Запада Америки, Меланезии, Папуа, чукчей, эскимосов, коряков и др. Основополагающая работа такого рода — «Эссе о даре» французского ученого Марселя Мосса.

Расшифровка и анализ древних текстов, изучение сохранившихся до наших времен обычаев показывают, что в большинстве первобытных обществ дарение было практически основной формой общественных отношений между кланами, племенами, семьями и индивидуумами. При этом в отношении дарения существовала система вполне определенных, достаточно жестко выполняемых правил и традиций.

Далее конспективно приведены основные принципы, отраженные в упомянутой работе Мосса. Они настолько просты, ясны и конкретны, что не требуют комментариев.


  • Делать подарки, принимать подарки, делать ответные дары — это в равной степени важные обязанности, которые должны неукоснительно выполняться.
  • В обмене дарами на равной основе участвуют как предметы движимого и недвижимого имущества, так и знаки внимания, услуги, приглашения на участие в пирах, обрядах, ритуалах, играх, танцах, празднествах.
  • Объем и торжественность дарения — основная формой соперничества между вождями, родами, кланами. Величие вождя, степень его власти над другими определяется количеством сделанных им подарков.
  • Вручение подарка имеет целью породить дружеские чувства. Все стараются превзойти друг друга в щедрости.
  • В любой момент, выходящий за рамки повседневности, необходимо пригласить друзей, разделить с ними плоды удачной охоты или собирательства.
  • Отказ подарить, отказ пригласить на трапезу или ритуал в ситуации, когда это требует обычай, эквивалентен объявлению войны, отказу от союза.

  • Отказ принять подарок эквивалентен объявлению войны, отказу от союза. Аналогично — отказ принять участие в празднестве, отказ принять угощение.
  • Ответный подарок делается добровольно по прошествии некоторого времени. Добровольность, однако, достаточно условна. Отказ от выполнения этого обычая приводит к весьма тяжелым последствиям — от общественного осуждения до потери власти и даже до порабощения. Отказ от встречного дара приравнивается к воровству, приводит к потере чести, «потере лица».

  • Ответный подарок должен быть более ценным, чем полученный подарок.
  • Тот, кто принимает вещь в дар, в определенном смысле признает себя «проданным» до тех пор, пока он не сможет сделать ответный подарок
  • Если кто-то не может своевременно сделать достойный ответный подарок, он может сделать небольшой «промежуточный» подарок, успокаивая тем самым дарителя и получая право на некоторую отсрочку.

  • Поскольку подарки являются важной составляющей долгосрочных отношений, то они делаются публично, в торжественной форме (общественная память об этом событии компенсирует отсутствие письменных свидетельств).
  • Дары, дарителей и получателей следует рассматривать во взаимосвязи, скрупулезно, чтобы не было никакой ошибки в способе принесения даров или их получения. Все подчинено этикету, отличному от продажи.
  • Процедура вручения подарка максимально торжественна. Даритель принимает преувеличенно скромный вид, извиняется за то, что дает лишь то, что у него осталось, затем торжественно под звуки раковины приближается и бросает к ногам соперника и партнера даримую вещь. Получивший дар выражает пренебрежение к подарку, опасается подарка. Он берет подарок в руки только через минуту.
  • Слишком щедрые дары представляются оскорблением.

  • Все вещи делятся на предметы обыденного потребления, подлежащие простому разделу, и фамильные ценности (талисманы, медные гербовые пластины, одеяла), которые используются в качестве даров.
  • Подарок — вещь, которая должна доставить удовольствие получателю. Но подарок всегда несет на себе некий отпечаток, метку собственника.
  • Подарок — не инертен. Он сохраняет что-то от дарителя. Вручив подарок, даритель обретает определенную власть над получателем. Не вернуть в той или иной форме подарок опасно не просто потому, что это недозволено, но и потому, что полученные вещи обладают над вами религиозно-магической властью, от которой необходимо избавиться.
  • Связь посредством вещей — это связь душ, так как вещь сама обладает душой, происходит от души. Отсюда следует, что подарить нечто кому-нибудь — это подарить нечто от своего «Я».
  • Представление о том, что вещи сохраняют нечто от их хозяев, выражается, например, в сохранившихся во Франции обычаях ударить по проданной вещи, хлестнуть проданного барана для того, чтобы «оторвать» вещь от бывшего хозяина.

  • Пять мотивов дара: долг, выгода, страх, любовь, жалость.
  • Для искупления ритуальной ошибки необходимо устроить празднество или по крайней мере сделать подарок.
  • Существует период, называемый керекере, во время которого нельзя никому ни в чем отказывать (например, во время обмена подарками между двумя семьями во время бракосочетания).
  • Подарки скрепляют брак, образуют родство между двумя парами родителей (далее эти две группы родственников не встречаются и не разговаривают друг с другом, но непрерывно обмениваются подарками).
  • Закон гостеприимства подразумевает обязательное приглашение к трапезе, которое гость не должен отвергать, равно как не должен его и добиваться. Еда должна быть приготовлена специально для гостя. Перед уходом гость должен получить подарок.
  • Обряд встречи после долгой разлуки подразумевает обмен подарками.
  • Дары отъезда всегда превосходят дары прибытия.
  • «Наши праздники, это движение иглы, помогающей соединить части маленьких соломенных крыш, чтобы сделать одну только крышу, только одну клятву» (Полинезия).

  • Богатство создается для того, чтобы быть отданным.
  • Тот, кто стремится стать самым богатым, должен быть и самым расточительным.
  • Раздача богатств играет роль покаяния, искупительной жертвы духам и восстановления общности с другими людьми.
  • Ценности должны достаточно интенсивно передаваться друг другу в качестве подарков («медь ворчит, требует, чтобы ее отдали»).
  • «Кто ест, не разделив пищу с другом, тот ест яд халахала».
  • Встречая прибывших на праздник гостей, им усердно помогают выгрузить вещи, и уничтожают лодки, на которых они приплыли, затем отдают свои лучшие лодки при отъезде.

  • Быть дарителем — почетно, его чествуют, прославляют.
  • Даритель убежден, что даваемое вернется, таким образом, дар обогащает и получателя и дарителя.
  • «Прими меня (получатель), дай меня (даритель), отдавая меня, ты получишь меня вновь.
  • Секрет Удачи и Счастья в том, чтобы давать, не хранить, не добиваться Удачи, но раздавать ее, чтобы она вернулась к вам в этом мире сама по себе в форме блага, которое вы сделали или в другой форме. Жертвовать собой, приобретать только для того, чтобы отдавать — такой закон природы и источник подлинной выгоды.

Не удивительно, что Мосс протестует против употребления термина «примитивные» по отношению к изучаемым им архаическим обществам, а свою работу заканчивает определенными нравственными оценками, в свете которых современное общество и тенденции его развития выглядят не лучшим образом. Работа Мосса «Эссе о даре» явилась толчком для построения некоторых радикальных теорий общественного развития, но это уже другая тема.